Европа после 500 лет падения Римской империи

В 1000 г. люди ждали конца света.

За 500 лет после падения Римской империи в Европе создаются новые обширные государственные образования, королевства, княжества. Но это нечто иное. Силой меча возводить новые империи в начавшуюся эпоху феодализма оказалось неизмеримо труднее, чем во времена рабства. Новые производственные отношения рождали новые классовые антагонизмы. Но чем дальше история отодвигалась от римской эпохи в раннее средневековье, тем во все большее запустение приходили там и здесь земли Европы. Среди дремучих лесов лишь изредка попадались селения, крепости. Только реки служили артериями сближения.

В 1000 г. люди ждали конца света. И комета, повисшая над Европой, казалось, предвещала ее гибель. Но катастрофы не последовало. История шла своим чередом. На западных землях бывшей Римской державы выросло государство франков, первое феодальное королевство в Европе. Оно создает военно-административную структуру, достаточно кронную, чтобы отразить в 772 г. натиск вихрем пронесшихся по Северной Африке до Испании и не знавших доселе поражений арабских завоевателей. А затем возникает обширная империя Карла Великого. Признавая рост могущества другой европейской силы — папства, император объединяет с ним усилия по христианизации Европы. Военно-идеологический союз позволяет мечом и крестом сблизить ее от Пиренеев до Фри-зии, от Бретани на западе до Каринтии на Востоке. Сила и жестокость открывают путь христианству. Уничтожая анархию язычества и утверждая монотеизм, оно усиливает господство римской курии в Западной Европе, которое до поры до времени делится с императором. Льется кровь, горят на кострах нечестивцы, отказавшиеся принять христианство. Растущий феодальный гнет дополняется духовным.

Громадное государство Карла Великого на время становится мощным фактором европейской политики. Все владыки, светские и духовные, ищут с ним союза. Сам халиф Гарун-аль-Рашид присылает Карлу ключи от гроба господня. Папа Лев III в 800 г. коронует его диадемой в римской церкви св. Петра. Он становится «императором Запада». Этот европейский союз, столь успешно облачивший агрессию в идеологические одежды, как и многие подобные союзы, лишенные экономической основы, существовал лишь до смерти его создателя.

«Прими этот меч и сокруши им всех противников Христа, варваров и плохих христиан, волей божьей тебе передана власть над всей державой франков для сохранения прочнейшего мира среди всех христиан». С такими словами 1000 лет назад обратился архиепископ Гильдиберт к новому королю. Оттяну в имперской столице Аахене. И десять веков назад, как и много позже, в Европе считали меч наилучшей гарантией мира, политического единства. И поняли, что духовная и светская власти совместно лучше, чем порознь, утверждают феодальное господство.

Военная сила светских владык и церковь в период утверждения христианства сделали X в. временем складывания особой политической структуры Европы. Создаются новые феодальные «центры силы». На западе континента — испанская «национальная империя» Леон. На востоке — Киевская Русь. Утверждается возникшая еще в IV в. обширная Византийская империя, которая существует почти тысячу лет, оказывая глубокое экономическое и духовное влияние на Европу. Возникают Болгарское, Великоморавское, Чешское королевства, формируется раннее немецкое государство во главе с герцогством Саксонским. Их жизнь охватывает сроки от одного до нескольких веков.

Образовавшееся в X в. Древнепольское государство при первом своем князе Мешок и особенно при Болеславе I Храбром ведет длительную борьбу с германскими феодалами, с Киевской Русью, Чехией, венграми. Все зависит от меняющегося соотношения сил между тремя главными силами: монархом, крупными феодалами, церковью. Государства легко распадаются. Интересы народов не играют никакой роли. Централизация дает силу новым завоевательным устремлениям. Германские императоры выступают против папства — в одном владении не могут господствовать два феодала. Италия — главный объект вожделений германских императоров — манит богатством расцветающих городов, возможностью подчинить папский престол. Союз с ним германские короли хотят сменить господством. Выход к легендарному Средиземноморью, пути движения несметных богатств, становится целью непрестанных германских нашествий из-за Альп.

И когда император Отгон I в 962 г. завоевал Рим, а папа Иоанн XII возложил на его голову императорскую корону, в центре Европы появилась новая Римская империя. В XII п. этот конгломерат феодальных земель называют Священной империей, а позже она превращается в «Священную Римскую империю германской нации», надолго ставшую крупным политическим фактором Европы.

1 430 просмотров