В XIV в. Чехия становится главным государством империи

Поделиться →

В XIV в. Чехия становится главным государством империи

Торговля, разработка серебряных и золотых рудников, основанная на беспощадной эксплуатации, обогащают королевство, стимулируя его политическое возвышение. Чешский король Карл IV становится германским императором. Но те же самые процессы вызывают острейшие классовые антагонизмы. Великая крестьянская  война,— мощное революционное движение чешского народа,— была освободительной борьбой, которая впервые в Европе тесно переплелась с движением за реформу церкви.

Реформаторское учение Яна Гуса сочетается с его антифеодальным протестом. Требование «не подчиняться властям неправедным» привлекло к нему массы сторонников. Ересь, охватившая Чехию, рассматривается светскими и духовными властителями Европы как всеобщая угроза. Приглашенный императором Сигизмундом на церковный собор в Констанца для диспута о вероучении, Гус не отрекся. Костер, на котором его сожгли 6 июля 1415 г., осветил своим заревом начинающуюся жестокую борьбу за свободу и за реформацию церкви.

Восстание в Чехии имело выдающееся общеевропейское значение. Широкое провозглашение идей социальной справедливости, осуждение реакции в — ее светском и клерикальном виде вдохновляли таборитов во главе с Яном Жижкой на борьбу с имперскими войсками. Отразив один за другим пять крестовых походов реакции, революционная армия вступила в Германию, где уже нарастали волнения крестьян, распространяясь дальше в итальянские и французские земли. Все это выливалось в сложный процесс реформации.

Реформация церкви в Западной Европе стала неизбежным следствием развития капиталистических отношений, ренессанса, нестерпимого гнета католицизма. Когда 31 октября 1517 г. Мартин Лютер, 34-летний немецкий доктор богословия, прибил к дверям церкви города Виттенберга лист с 95 тезисами, разоблачающими католицизм, он выразил идеологическую потребность меняющейся эпохи. Протест упал на давно подготовленную почву. Очень быстро последовал глубокий раскол в западном «христианском мире». Лютер, отлученный от церкви, признанный «изобличенным еретиком», подвержен имперской опале. Все его сочинения, преданные анафеме, стремительно распространяются по Германии.

В Европе начинается протестантизм. Римская церковь целиком размежевалась с протестантами и объявила им жестокую войну. Теперь не было пощады никому. Приказ одного из католических военачальников герцога Вильгельма Баварского: «Кто покается, того обезглавить, кто не покается, того сжечь». Римская церковь выдвинула для своей защиты тройную политику: контрреформацию, инквизицию и специально созданный орден иезуитов, устав которого гласил: «Слепое послушание требует, чтобы человек превратился в труп, которому можно придать какое угодно положение». Иезуиты объявляют реформатора церкви Лютера «позорным пятном человечества, погубителем Европы, свиньей Эпикура, злосчастным человеком, ненавистным богу и людям».